Сказав «А» относительно ресурсов, стратегии и системы устройства, должны сказать и «Б». В предыдущем материале (статья «Украинское общество: концептуальные основы«)
мы определили основные концептуальные принципы, характеризующие общество. Эти принципы являются основой в понимании того, чему служат органы и учреждения, создаваемые обществом, а также отношения, формирующие те или иные стратегии общества и соответствующий общественный строй.
Мы также выразили мнение, что, за редким исключением, стратегии развития и устройство общества в прямую определяются объ’мами материальных ресурсов и способами их распределения.
В 2007 году группа ученых — Дуглас С. Норт, Джон Д. Уоллис, Стивен Б. Вебб и Барри Р. Вейнґаст — обнародовали доклад «Система ограниченного доступа в развивающихся странах: новый подход к проблемам развития».
Нам абсолютно импонирует подход, выраженный в этом докладе (далее — Доклад), поэтому идеи, изложенные в нём, неоднократно применялись в материалах СТРАТПОЛа. Вот и в этой статье мы попробуем коррелировать общеизвестные стратегии, которые реализует общество, с системами, предлагаемыми в упомянутом докладе. Такая корреляция сведена нами в таблицу, которую мы попробуем прокомментировать.
Таблиця:
Стратегія суспільства |
Суспільний устрій за Доповіддю |
Стратегия выживания | Примитивный общественный строй |
Стратегия существования | Система ограниченного доступа |
Стратегия развития | Система открытого доступа |
Стратегия выживания
Итак, первая стратегия — это стратегия выживания. Она существует в условиях крайне ограниченных ресурсов, когда человек может получить эти ресурсы исключительно за счет охоты или сбора. Возможности обработки полученных предметов сводятся к изготовлению одежды и обуви, оружия, примитивных предметов домашнего обихода. Недостаток ресурсов диктует условия их жёсткого распределения, несмотря на вклад индивида в добычу этих ресурсов. Стратегия выживания требует:
- поддержания рождаемости (а следовательно надо за счет общества содержать женщин и детей);
- обеспечения защиты от внешних угроз (а следовательно надо содержать воинов, которые во время несения службы не участвуют в охоте и сборе);
- создание орудий производства и оружия (а значит надо удерживать мастеров и оружейников).
В обществе, которое реализует стратегию выживания, ресурсы распределяются между членами общества почти без остатков, система вынуждена жертвовать своим интенсивным развитием во имя выживания. Следовательно, она изымает материальные ресурсы, произведенные наиболее активной частью общества в пользу тех, кто не может обеспечить себя всем необходимым для жизни. Доклад называет общественный строй, соответствующий стратегии выживания, примитивным социальным строем.
Стратегия существования
Как только состояние развития экономики позволяет получить излишки материальных ресурсов, общество переходит к реализации стратегии существования. Наличие излишков позволяет наиболее сильным и предприимчивым членам общества завладеть этим излишками, как говорится, ничего личного — только бизнес. Сначала ресурсов на всех не хватает, поэтому «сильные и предприимчивые» живут так, как им позволяют их накопления, а все остальные члены общества удовлетворяются прожиточным минимумом. В дальнейшем «сильные и предприимчивые» понимают, что владение излишками материальных ресурсов дает им реальную власть в обществе. Поэтому устроенная ими система распределения материальных ресурсов призвана поддерживать определенный баланс между объёмами накопления «сильными и предприимчивыми» и удовлетворением потребностей и возможностей основной массы членов общества. Нарушение этого баланса в ту или иную сторону может привести к социальному взрыву и изменению общественного устройства.
В Докладе социальный строй, соответствующий стратегии существования, называется системой ограниченного доступа. Такая система, по мнению авторов Доклада, создаёт препятствия доступа к политическим и экономическим рычагам воздействия и тем самым защищает схемы получения сверхприбылей. «Сильные и предприимчивые» бережно сохраняют за собой доступ к ресурсам и такие рычаги влияния, как контроль над религией, торговлей, образованием и силовыми структурами. Этот доступ всячески ограничивается для других членов общества. Вместе с тем, создаются препятствия для развития активных и действенных общественных организационных форм, которые могли бы пользоваться популярностью в обществе. Имея возможность использования льготных схем для получения сверхприбылей, и, понимая, что силовое противостояние уменьшает их чрезвычайные доходы, они заинтересованы сотрудничать друг с другом во всём, кроме собственных интересов где «табачок врозь».
Признаки системы ограниченного доступа
Но по отношению к обществу «сильные и предприимчивые» абсолютно едины:
- доступ общества к национальным ресурсам осуществляется только в части, которую позволяют «сильные и предприимчивые»;
- доступ к рычагам влияния на управление обществом ограничен (неработающие социальные лифты);
- влияние на общественное мнение ограничивается владением «сильными и предприимчивыми» практически всеми средствами массовой информации;
- образование контролируется с целью тщательного ограничения социальной компетентности граждан;
- доходы членов основной части общества поддерживаются на грани существования и выживания.
- Угроза скатиться на уровень выживания удерживает общество от социального взрыва, пока такая угроза не станет реальностью. Или до тех пор, пока существенная часть общества не осознает, что возврат к стратегии выживания неизбежен.
Тогда эволюционным или революционным путем общество переходит к реализации стратегии развития. Доклад называет общественный строй в котором реализуется стратегия развития, системой открытого доступа.
Базовые признаки системы открытого доступа:
- открытая конкуренция, свобода создания различных организационных форм, свобода слова и верховенство права;
- конкуренция и государственные институты используются обществом для обеспечения конституционных прав.
- Общество осуществляет общий политический и общественный контроль за всеми организационными формами;
- общество имеет достаточные рычаги для применением принуждения с согласия его подавляющего большинства.
В следующем материале мы перейдем к Украине.