В этой статье мы поговорим о толерантности, как черте, присущей всем пяти компетенциям, указанным выше. Совет Европы определил содержание пяти ключевых компетенций современного человека:
- политические и социальные компетенции;
- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе (препятствующие проявлениям расизма, ксенофобии и нетерпимости;
- компетенции, имеющие отношение к владению устной и письменной коммуникациями (в частности, иноязычной)
- компетенции, связанные с наращиванием информатизации общества;
- компетенции, связанные с развитием «самости».
Слово «толерантность» происходит от латинского tolerantia, и может быть переведено и как «терпение», и как «терпимость, снисходительность». Согласитесь, что это не одно и то же.
Википедия дает следующее определение: Толерантность — качество, характеризующее отношение к другому человеку как к ривнодостойнои личности и выражается в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что определяет в другом другое (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т .п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.
На протяжении веков понятие толерантности подвергалось эволюции от сдержанности, связанной с взаимодействием людей разных религиозных убеждений, к пониманию её (толерантности) как выражение внешней и внутренней свободы, способности осуществлять разумный выбор между альтернативными точками зрения и способами поведения. Мы будем рассматривать толерантность именно в таком аспекте. Следует отметить, что толерантность является ключевым моральным принципом гражданского общества.
В то же время, не может быть неограниченной поблажливости, поскольку это — путь к произволу и насилию. Итак, толерантный человек или толерантное общество не может, в частности, мириться с посягательством на свободу и нравственное достоинство человека. Примером такого понимания толерантности может служить недавно принятый Верховной Радой Украины закон о предотвращении насилия в семье.
Действия, противоположные составляющим терпимости (рис.1) несут в себе угрозу войны, а в конечном — уничтожение современной цивилизации и её достижений. Люди понимали это давно. Ещё до появления понятия «толерантность» древние греки установили правило прекращения боевых действий на период проведения олимпийских игр. Сегодня с такой инициативой выступает ООН.
Отметим, что каждая наука выработала собственное определение понятию «толерантность». Определение термина, можно прочитать выше, заимствованное у социологов. Оно наиболее популярно, так как вполне логично, что людей, живущих в социуме, волнует ничто иное нежели коммуникативная толерантность, которая изучается социологией. С «другой» толерантностью могут столкнуться медики, инженеры, экологи, а также представители других профессий. Нас будет интересовать толерантность в том смысле, как её понимает социология.
Однако, если перенести «другое» понимание толерантности на социальную плоскость, то и на ней оно может полностью «прижиться». Если раньше мы говорили о толерантности, как о терпимости, то теперь есть возможность оперировать и новыми синонимами к этому слову, заимствованными у экологов — это выносливость и стойкость. Если мы обнаруживаем это понятие по отношению к другим убеждениям и взглядам, значит мы устойчивые к ним, то есть уверены в правильности своего мировоззрения настолько, что не боимся его изменения в результате воздействия чуждых нам взглядов. В то же время проявляя толерантность, мы демонстрируем свою выносливость. Ведь только сильный духом, выносливый человек может культурно противостоять чужому (часто — диаметрально противоположному или даже вражескому) мнению, при этом не пытаясь унизить, задеть чувства оппонента, обратить «в свою веру».
Рис.1 Дерево толерантности
Например, в конфликте по образовательному закону Украинская толерантность должна заключаться в том, что требование необходимости образования граждан Украины на государственном языке, его знания и свободного владение им является безоговорочным правом нашего государства и никоим образом не затрагивает прав носителей других языков. Такой подход к толерантности позволит предотвратить попытки привить Украинцам чужие, не свойственные им мысли.
Толерантность и её модели
С учетом уже сказанного, попробуем рассмотреть возможные модели толерантности (ни в коем случае не претендуя на их эксклюзивность).
Первая модель — «толерантность как пренебрежение». Здесь снисходительность действует по принципу «моя хата с краю». То есть, где-то существуют другие мнения, взгляды, опыт. Возможно, они полезны, возможно и нет. Но носителю такой толерантности важны только его проблемы, значит он просто отбрасывает всё, что не имеет отношения к этим проблемам. То есть, такой человек или общество просто нечувствительны к имеющимся различиям других людей или обществ.
Вторая модель — терпимость при невозможности взаимопонимания. Скажем, люди разных религиозных убеждений могут уважать право на другую веру, но взаимопонимания в этом вопросе нет и быть не может.
Третья модель — «толерантность как снисхождение». В этом смысле толерантность выступает как снисхождение к слабости других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним. Например, я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, но вступать в критическую дискуссию с таким человеком не имеет смысла. Различия в данной модели допускаются, но тем самым не признаются, а только воспринимаются, фиксируются. Здесь «толерантность не включает в себя принятие ценностей другого; как раз наоборот, это ещё один, может быть, более изящный и утончённый метод еще больше усилить подчинение другого ».
Четвёртая модель — «толерантность — эффективный диалог». В этом случае стороны должны иметь уважение к взаимным позициям, могут признавать другую позицию более приемлемой и, наконец, стороны, применяя эффективный диалог, достигают взаимопонимания и, возможно, общей позиции.
Продолжение этой статьи находится ЗДЕСЬ.