Стратегия воспитания социальной компетентности

Стратегія виховання соціальної компетентності

Стратегия воспитания социальной компетентности в украинском обществе, точнее, её проект, мы приводим на рисунке 3. Это наше видение такой стратегии; поэтому мы с удовольствием примем любые комментарии и предложения
к этому видению. При этом мы при любых обстоятельствах остаемся при своем мнении: социально компетентные граждане являются базовым ресурсом общества в его попытках перехода от системы ограниченного к системе открытого доступа. Наш проект стратегии предусматривает работу на нескольких уровнях.

1. Семейный уровень

На этом уровне практически формируются базовые черты социально компетентной (или социально некомпетентной личности). Многое зависит от степени социальной компетентности родителей и их мотивации воспитать социально компетентного человека. Значит, надо готовиться к мероприятиям одновременного воспитания родителей и детей.

О компетентности

Рис.3. Стратегия воспитания социальной компетентности

За скобками пока оставим необходимость иметь носителей методологии воспитания социальной компетентности, которых ещё надо подготовить в достаточном количестве. На семейном уровне мы предлагаем три основных направления:

  1. Организацию семейных клубов в территориальных общинах. Это могут быть клубы выходного дня, спортивные клубы, кулинарные, литературные и тому подобное. Главное — чтобы в работе клуба обязательно участвовала вся семья, даже бабушки и дедушки. Территориальная община должна создать благоприятные условия для функционирования таких клубов, осознавая, что формирует таким образом свое будущее.
  2. Стимулирование развития семейных структур органов самоорганизации населения. Нам представляется, что когда основой органов самоорганизации населения станут семейные очаги, деятельность этих органов станет намного содержательнее. А семьи получат первый опыт демократии и участия в самоуправлении.
  3. Организация системных мероприятий для семей. Здесь может быть предложено разное — от семейных конкурсов (например, построения стратегии развития территориальной общины) к упорядочению местного ландшафта.

Понятно, что предложенные направления не являются единственными и исключительными. Они могут пересекаться друг с другом и накладываться друг на друга. Главное — чтобы был достигнут ожидаемый результат — заложены начальные черты социально компетентного человека (рис.4).

Рис.4. Черты социально компетентного человека

2. Уровень дошкольного образования

Можно выделить следующие стратегии на уровне дошкольного образования.

  1. Применение элементов воспитания социально компетентного человека в программах дошкольного образования. Здесь может быть предложено:

Работа с семьями воспитанников:

  • педагогическое образование родителей;
  • «воспитание» родителей — предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности;
  • удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
  • изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

Работа с воспитанниками детского сада:

  • организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализации;
  • коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;
  • организация детского досуга

Работа с документацией:

  • формирование информационного банка данных по уровню сформированности социальной компетентности у детей;
  • разработка перспективного и текущего плана работы;
  • подготовка годовых и промежуточных отчётов пополнение методической копилки социального педагога;
  • создание социальных паспортов.
  1. Реализация мероприятий самоуправления предусматривает активизацию участия детей и их родителей в управлении деятельностью дошкольного учреждения.

3. Уровень школьного образования

На уровне школьного образования предлагается

  1. Введение в школьные программы учебных дисциплин по воспитанию социальной компетентности. В принципе, имеем в виду разработку единой государственной программы соответствующего воспитания. Такая программа должна учитывать принцип воспитания граждан в духе демократии приоритетным компонентом всех программ и действий в сферах образования и культуры. Соответствующие дисциплины должны быть применены, начиная с младшей школы. Преподавание таких дисциплин должно вестись специалистами в области права.
  2. Деформализовать процессы и процедуры участия учащихся в школьном самоуправлении.
  3. Обучение преподавателей должно включать специализацию в сфере гражданских прав и социальной компетентности и финишного тестирования степени их собственной социальной компетентности.

4. Уровень высшего образования

На уровне высшего образования усматриваются целесообразными следующие направления реализации нашей стратегии:

  1. Как и в школе нужно будет деформализовать процессы и процедуры участия учащихся в школьном самоуправлении. Социальная компетентность и стратегия воспитания предполагает не только наличие определённых знаний и черт характера, а определённую гражданскую активность личности. В «вузах» (и в средних школах, специализированных учебных заведениях) сферой такой активности являются органы ученического и студенческого самоуправления. Именно здесь наша будущая элита может приобретать опыт функционирования институтов гражданского общества. Поэтому необходима система мер по преобразованию школьных и студенческих советов из фактически исполнительного органа в орган самоуправления: от усовершенствования нормативной базы к внедрению эффективных механизмов взаимодействия с администрацией заведения и органами власти разных уровней.
  2. Обучение основам социальной компетентности. В ВУЗзах надо ввести системную гражданское и политико-правовое образование, уровень которого должен соответствовать статусу элиты. Содержание такого образования должно ориентироваться на задачи гражданского воспитания. В перечень общих нормативных компетенций выпускников вузов надо внести гражданские и социальные компетентности. Содержание таких компетенций должно быть акцентировано на миссии украинских элит и высокой степени ответственности.
  3. Практические занятия студентов «вузов» должны быть переориентированы на максимальное ролевое взаимодействие с территориальными общинами и институтами гражданского общества.

5. Уровень территориальной общины

Территориальные общины должны быть мотивированы на реализацию мероприятий по обеспечению достаточного уровня социальной компетентности их членов. Должно быть четко сформулировано и введено понимание того, что социальная компетентность является одним из базовых факторов устойчивого развития территориальных общин.

6. Уровень государства

На уровне государства желательно реализовать два направления:

  1. Создать Центр по координации работы по развитию социальной компетентности.
  2. Обеспечить утверждение и внедрение отраслевых программ воспитания социальной компетентности.

Украина постоянно декларирует курс на демократизацию. Однако невозможно реализовать такой курс, если не учитывается стратегия воспитания граждан, мотивированных на жизнь в демократической стране Мы платим высокую цену за отсутствие настоящих украинских элит. И если раньше общество платило за отсутствие элит, в основном, материальными средствами, то теперь такая плата — человеческие жизни. Треть граждан, желающих покинуть Украину для поисков лучшей доли за её пределами — наглядная иллюстрация такой платы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *