Статья «Когда скрыть ветвь невозможно» является логическим продолжением материала «Где лучше всего спрятать ветку?» Мы попытаемся развить наше видение стратегии борьбы с коррупцией.
Как всегда мы отмечаем, что наши материалы не являются эксклюзивными, доступные для критики и корректировки, и мы будем рады присоединению читателей к обсуждению проблем, которые мы затрагиваем.
Предпосылки успеха борьбы с коррупцией:
- Коррупция, как социальное явление, имеет разносторонние составляющие. Итак, для борьбы с ними нужны специалисты в различных областях государственной политики (имеем в виду политики экономическую и социальную, правовую, образовательную и т.д.). Такие специалисты должны быть хорошо подготовленными и достаточно пассионарными, то есть проявлять повышенное стремление к действиям.
- Успех в борьбе с коррупцией невозможно без изменения социального сознания граждан, когда желание преодолеть коррупцию станет выше чем желание «порешать» что-то для себя и своей семьи. И здесь должен быть преодолён также дискомфорт, неизбежно возникающий от сознания гражданином того, что в процессе борьбы кто-то может ещё успеть получить незаконные преимущества, а он — нет. При этом, скорее всего, пассионарии будут вынуждены выдерживать давление со стороны родных и друзей, которые станут убеждать их в нецелесообразности их борьбы.
- Силовой вариант борьбы с коррупцией будет эффективным, когда будут независимые суды. То есть, когда мы будем иметь верховенство права для элиты. К моменту, когда такое верховенство права будет реализовано, силовой вариант борьбы с коррупцией будет ограничен низовым и иногда средним эшелонами коррупционеров.
- Верховенство права для элиты означает переход от системы ограниченного доступа к системе открытого доступа. Это — огромная угроза для существующей доминирующей коалиции в любом её составе. Итак, неизбежно яростное сопротивление. Следовательно, первым этапом преобразований должно стать преобразование среды внутри территориальных общин (низовой уровень).
На уровне территориальных общин:
— существуют более тесные связи между гражданами;
— информация является более доступной и прозрачной, скорость и охват информацией существенной части населения общины достаточно высокой;
— влияние граждан на местные органы власти может быть более жёстким, чем на региональном (среднем) или национальном (высшем) уровне;
— на уровне территориальных общин существуют нормированные способы влияния граждан на принятие властных решений. Пассивность граждан приводит к тому, что этими инструментами влияния мало кто пользуется. Однако, если удастся сформировать достаточно многочисленные группы пассионариев, которые, информируя общество о своих действиях, смогут активизировать людей для решения насущных проблем, общественный контроль и общественное влияние могут стать повседневными явлениями.
Параллельно с работой в территориальных общинах просто необходимо нормировать методологию общественного контроля, побудив парламентариев принять соответствующий закон. Сама дискуссия вокруг этого законопроекта может стать площадкой повышения социальной компетентности и активности граждан.
Мы уже упоминали сказку о Котигорошке. Вспомните, что сначала он выковал себе надежную булаву. Мы попытались перебросить сказочный сюжет в наше настоящее (рис.1).
Чтобы исключить желание скрыть ветку, необходимо:
- сформировать группы пассионариев, которые примут на себя первый «удар» взаимодействия с органами местной власти и обществом:
наладят средства информирования граждан о ходе событий, обнаружат способность постоянно привлекать к своим групп поддержки, смогут наладить постоянное повышение компетентности существенной части общества;
- адаптировать уставы территориальных общин к потребностям общественного воздействия. То есть, просто включить в эти уставы те требования законодательства, которые в них отсутствуют, и прописать конкретные механизмы реализации упомянутых требований;
- по результатам работы сформировать законодательный механизм общественного контроля для местного уровня;
- систематически проводить антикоррупционную экспертизу местных официальных письменных документов и обнародовать её результаты;
- сформировать институт общественных экспертов.
Осталось только найти «кузнецов», что возьмутся «ковать булаву» …
Второй этап в стратегии борьбы с коррупцией — отрубание того же «железного пальца Чуды-юды» — реальная реализация верховенства права (в том числе, верховенства права для элит). То, каким сегодня является право в Украине показано на рисунках 2-4.
Задачей нашей стратегии является что-то, напоминающее показанное на рисунке 5.
Мы предлагаем такую стратегию:
- Дела в Антикоррупционном суде, а также хозяйственные и уголовные дела, связанные с коррупционными действиями, должны рассматриваться исключительно под наблюдением и при участии общественности. Это могут быть присяжные, или любая другая форма участия. Конечно, должна существовать методология беспристрастного отбора участников таких судебных заседаний.
- Основной целью и результатом будущих судебных антикоррупционных процессов должен быть максимальный возврат в государственный и местные бюджеты средств, которые в своё время не поступили в эти бюджеты в результате коррупции.
- Наказание за совершение коррупционных действий, которые влекут за собой конфискацию имущества коррупционеров, должны также предусматривать (если коррупционное действие будет доказано):
— конфискацию имущества коррупционеров и аффилированных с ними лиц;
— прекращение действия официальных письменных документов (разрешений, сертификатов, дипломов и т.п.), полученных, как результат коррупционного сговора;
— по крайней мере штрафы для должностных лиц, действия или бездействие которых способствовали совершению коррупционного деяния;
— санкции ко всем лицам, которые получили неправомерную выгоду от коррупционного деяния.
- Дела судей-коррупционеров должны рассматриваться в Антикоррупционном суде.
- С рассмотрения дел о коррупции должно начаться внедрение в Украине прецедентного права.
Конечно, реализация четырёх пунктов, предлагаемых нами выше, вызовет мощное сопротивление. Для преодоления этого сопротивления потребуется не менее мощная воля общества. Вопрос в том, как быстро общество созреет для внедрения своей воли …
Продолжение следует.