Когда скрыть ветку невозможно

Приховати гілку

Статья «Когда скрыть ветвь невозможно» является логическим продолжением материала «Где лучше всего спрятать ветку?» Мы попытаемся развить наше видение стратегии борьбы с коррупцией.
Как всегда мы отмечаем, что наши материалы не являются эксклюзивными, доступные для критики и корректировки, и мы будем рады присоединению читателей к обсуждению проблем, которые мы затрагиваем.

Предпосылки успеха борьбы с коррупцией:

  1. Коррупция, как социальное явление, имеет разносторонние составляющие. Итак, для борьбы с ними нужны специалисты в различных областях государственной политики (имеем в виду политики экономическую и социальную, правовую, образовательную и т.д.). Такие специалисты должны быть хорошо подготовленными и достаточно пассионарными, то есть проявлять повышенное стремление к действиям.
  2. Успех в борьбе с коррупцией невозможно без изменения социального сознания граждан, когда желание преодолеть коррупцию станет выше чем желание «порешать» что-то для себя и своей семьи. И здесь должен быть преодолён также дискомфорт, неизбежно возникающий от сознания гражданином того, что в процессе борьбы кто-то может ещё успеть получить незаконные преимущества, а он — нет. При этом, скорее всего, пассионарии будут вынуждены выдерживать давление со стороны родных и друзей, которые станут убеждать их в нецелесообразности их борьбы.
  3. Силовой вариант борьбы с коррупцией будет эффективным, когда будут независимые суды. То есть, когда мы будем иметь верховенство права для элиты. К моменту, когда такое верховенство права будет реализовано, силовой вариант борьбы с коррупцией будет ограничен низовым и иногда средним эшелонами коррупционеров.
  4. Верховенство права для элиты означает переход от системы ограниченного доступа к системе открытого доступа. Это — огромная угроза для существующей доминирующей коалиции в любом её составе. Итак, неизбежно яростное сопротивление. Следовательно, первым этапом преобразований должно стать преобразование среды внутри территориальных общин (низовой уровень).

На уровне территориальных общин:

— существуют более тесные связи между гражданами;

— информация является более доступной и прозрачной, скорость и охват информацией существенной части населения общины достаточно высокой;

— влияние граждан на местные органы власти может быть более жёстким, чем на региональном (среднем) или национальном (высшем) уровне;

— на уровне территориальных общин существуют нормированные способы влияния граждан на принятие властных решений. Пассивность граждан приводит к тому, что этими инструментами влияния мало кто пользуется. Однако, если удастся сформировать достаточно многочисленные группы пассионариев, которые, информируя общество о своих действиях, смогут активизировать людей для решения насущных проблем, общественный контроль и общественное влияние могут стать повседневными явлениями.

Параллельно с работой в территориальных общинах просто необходимо нормировать методологию общественного контроля, побудив парламентариев принять соответствующий закон. Сама дискуссия вокруг этого законопроекта может стать площадкой повышения социальной компетентности и активности граждан.

Мы уже упоминали сказку о Котигорошке. Вспомните, что сначала он выковал себе надежную булаву. Мы попытались перебросить сказочный сюжет в наше настоящее (рис.1).

Кування булави

Чтобы исключить желание скрыть ветку, необходимо:

  • сформировать группы пассионариев, которые примут на себя первый «удар» взаимодействия с органами местной власти и обществом:
    наладят средства информирования граждан о ходе событий, обнаружат способность постоянно привлекать к своим групп поддержки, смогут наладить постоянное повышение компетентности существенной части общества;
  • адаптировать уставы территориальных общин к потребностям общественного воздействия. То есть, просто включить в эти уставы те требования законодательства, которые в них отсутствуют, и прописать конкретные механизмы реализации упомянутых требований;
  • по результатам работы сформировать законодательный механизм общественного контроля для местного уровня;
  • систематически проводить антикоррупционную экспертизу местных официальных письменных документов и обнародовать её результаты;
  • сформировать институт общественных экспертов.

Осталось только найти «кузнецов», что возьмутся «ковать булаву» …

Второй этап в стратегии борьбы с коррупцией — отрубание того же «железного пальца Чуды-юды» — реальная реализация верховенства права (в том числе, верховенства права для элит). То, каким сегодня является право в Украине показано на рисунках 2-4.

Ім'ям України

Стратегія боротьби із корупцією

Приховати гілку

Задачей нашей стратегии является что-то, напоминающее показанное на рисунке 5.

Справедливий суд

Мы предлагаем такую стратегию:

  1. Дела в Антикоррупционном суде, а также хозяйственные и уголовные дела, связанные с коррупционными действиями, должны рассматриваться исключительно под наблюдением и при участии общественности. Это могут быть присяжные, или любая другая форма участия. Конечно, должна существовать методология беспристрастного отбора участников таких судебных заседаний.
  1. Основной целью и результатом будущих судебных антикоррупционных процессов должен быть максимальный возврат в государственный и местные бюджеты средств, которые в своё время не поступили в эти бюджеты в результате коррупции.
  1. Наказание за совершение коррупционных действий, которые влекут за собой конфискацию имущества коррупционеров, должны также предусматривать (если коррупционное действие будет доказано):

— конфискацию имущества коррупционеров и аффилированных с ними лиц;

— прекращение действия официальных письменных документов (разрешений, сертификатов, дипломов и т.п.), полученных, как результат коррупционного сговора;

— по крайней мере штрафы для должностных лиц, действия или бездействие которых способствовали совершению коррупционного деяния;

— санкции ко всем лицам, которые получили неправомерную выгоду от коррупционного деяния.

  1. Дела судей-коррупционеров должны рассматриваться в Антикоррупционном суде.
  2. С рассмотрения дел о коррупции должно начаться внедрение в Украине прецедентного права.

Конечно, реализация четырёх пунктов, предлагаемых нами выше, вызовет мощное сопротивление. Для преодоления этого сопротивления потребуется не менее мощная воля общества. Вопрос в том, как быстро общество созреет для внедрения своей воли …

Продолжение следует.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *