Этой статьей мы начинаем цикл публикаций на темы борьбы с коррупцией. В зависимости от содержания эти материалы будут публиковаться в различных рубриках нашего сайта.
На этот раз речь пойдет о психологических аспектах такого явления, как коррупция. Для наших целей под коррупцией мы будем понимать любые действия, направленные на предоставление незаконных преимуществ какого-либо лица — какому-либо другому лицу.
Рис.1. Состояние борьбы с коррупцией на данный момент
По нашему мнению, также меры, предпринимаемые нашими западными партнёрами, даже угроза остаться без «безвиза» не изменит существенно ситуацию, изображенную на рис.1. С одной стороны потому, что предоставление незаконных льгот является основой существования системы с ограниченным доступом (об этом мы будем говорить в следующих публикациях). С другой, — потому, что коррупция имеет определённые психологические аспекты, существующие с древнейших времен. Начнем с притчи.
Очень давно жил мудрый и могущественный царь. Он постоянно интересовался жизнью своих подданных, и поэтому ежедневно гулял по улицам своей столицы, наблюдая её жизни. Однажды, царь увидел измождённого бедолагу и взял его с собой в свой дворец. Там бедолаге была предоставлена возможность жить на всём готовом. Через месяц царь решил поинтересоваться, стал ли бедняк счастливым, и задал ему этот вопрос.
— Ваше Величество, я уже не несчастный, но остаюсь несчастливым, — ответил бедняк. — Меня угнетает осознание того, что я им хлеб, которого не заслуживаю, поскольку я его не заработал. Это — хлеб моего стыда.
Интересно, что чувствовал бы рядовой украинец, если бы ему «на халяву» предоставили возможность жить, как, скажем, среднем немцу или французу? Кто из нас почувствовал бы, что Ест Хлеб Стыда? Является ли справедливость нашей главной ценностью? Преобладает ли чувство достоинства над чувствами «жить лучше, чем другие»? Ответ на эти вопросы во многом поможет нам при рассмотрении психологических аспектов такого явления, как коррупция.
Кто были первые коррупционеры?
Вы будете смеяться, но первыми коррупционерами можно считать Адама и Еву. Вспомним библейскую притчу. Адам и Ева жили в раю на всём готовом. Что такое добро и зло они не понимали, поэтому в данном случае о «хлебе стыда» речь не идёт. Змей-искуситель сказал Еве, что, если они с Адамом съедят яблоко с древа познания, то станут подобными Богу. Поскольку есть с этого дерева Бог людям запретил, Змей фактически соблазнил Адама и Еву получить незаконные преимущества, то есть совершить первое в мире коррупционное деяние. Ну, а дальше Господь вынужден был применить антикоррупционные меры (рисунок 2) — лишить людей права жить в раю.
С того момента в психологии людей произошли значительные изменения. Грехопадение вызвало чрезмерные потребительские нужды, жажду власти, осознание своего «Я», неудержимое желание выделиться из окружающей среды. Как следствие, происходит осознанный или неосознанный переход интересов, увлечений, взглядов, убеждений людей в определённую установку. Такое преобразование влечёт за собой автоматизм в соблюдении установки, субъективную потребность в прохождении её, что обусловлено самой природой установки.
Сущность установки на коррупцию
Под «установкой» понимается состояние, которое пронизывает личности и позволяет эффективно выполнять то или иное соответствующее действие. «Ошибочность установки», проявляющаяся в ложных действиях, восприятиях или оценках, относится к её выразительному проявлению. Именно «установка» носит центральный характер в психической деятельности человека и ярко проявляется при взаимодействии индивида со средой, при встрече «нужды» с ситуацией её удовлетворения. Причём степень регулярности коррупционных связей прямо пропорциональна установке коррупционера (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).
Устойчивое доминирование потребности или интереса, которые выступают в роли долгосрочных мотивационных установок, может формировать основную линию жизни. Наличие таких установок ещё не означает готовность человека к совершению коррупционных деяний. Вот когда устойчиво доминирующей становится проекция психологического ожидания, актуальных потребностей и мотивов «лёгкого обогащения», тогда создаётся внутренняя картина, которую коррупционер начинает приписывать себе. Отсюда начинается крайне опасный по своим жизненным результатам и кардинальный для генеза процесс — всё больше децентрация, искажение восприятия: коррупционер начинает видеть главный источник состояния, которое его притягивает, в коррупционном поведении.
Установка перерождается в своеобразную психологическую доминанту, характеризующуюся повышенной готовностью к осуществлению коррупционного деяния, но еще без выраженной побуждающей основы.
Имеющиеся психологические установки человека во многом объясняют всеобъемлющий характер и живучесть коррупции в нашем обществе.
Небольшое отступление. Мы считаем, что коррупция существует в любом обществе. Вопрос лишь в том, каков уровень воздействия коррупции на общество и государство.
Психологический портрет коррупционера: