Прямая власть народа: время принимать решения (2 часть)

влада народу

Понятие власть народа в Украине было определено в первой части статьи. Мы также отметили недостатки, мешающие этим процессам. Такими недостатками являются:

  • сложность принятия согласованных решений;
  • низкая компетентность народа и его эмоциональная неуравновешенность;
  • большое разнообразие интересов, мешающее достижению баланса;
  • склонность народа к манипуляциям со стороны политиков;
  • значительная стоимость расходов на проведение мероприятий прямого народовластия;
  • низкая политическая активность граждан (абсентизм).

Исходя из этого, часть экспертов говорит о значительной продолжительности легитимизации прямого народовластия ненасильственным путём и предлагает радикальные методы обеспечения соответствующего перехода. Нашу позицию по силовым революциям и переворотам проиллюстрируем рисунком 2 — следствием Великой французской революции, которая проходила под замечательными лозунгами «Свобода, Равенство, Братство».

свобода, рівність, братерство

Мал.2. Гильотинирование.

Итак, далее будем говорить о стратегии применения методов прямого народовластия исключительно ненасильственными законными методами.

Мы исходим из двух очевидных на сегодня предпосылок:

  • основные материальные ресурсы находятся в руках небольшой кучки чиновников, которые будут до конца ограничивать доступ к ним;
  • противопоставить этому можно только объединённый человеческий ресурс, но к этому население Украины в настоящее время не готово.

Логическим, по нашему мнению, является вывод о том, что нужно формировать этот самый человеческий ресурс, постепенно создавая альтернативы действиям и возможностям чиновников. И такое формирование, опять-таки по нашему мнению, должно начинаться с уровня территориальной общины.

Мы поддерживаем доктрину территориальной общины как публичной компании, то есть в официальном закреплении статуса территориальных общин как публичных корпораций, где их члены будут своеобразными акционерами. Каждый гражданин будет знать, какой долей коммунальной собственности он управляет, власть территориальной общины должна сообщать по результатам аудита, как растут или падают их общественные акции и тому подобное. При таких условиях большинство членов общины не будут равнодушными к способу управления их общей корпоративной собственностью.

Наше видение структуры территориальной общины приведено на рисунке 3. Мы, правда, не решились добавить сюда ещё две структуры, о которых мечтаем, — мировой суд и что-то наподобие шерифа, который избирался бы членами общины. Но это уже, как пойдет.

Структура территориальной общины:

структура територіальної громади

Рис.3. Структура территориальной общины

Поэтому уже сегодня можно начать работу с соответствующего пересмотра уставов территориальных общин. В этих уставах целесообразно прописать принципы общественного участия.

Привлечение

Политики и администрация интегрируют общественность для развития политики, планов, программ или правовых инструментов. Это может привести к совместно поддерживаемым решениям, которые могут быть беспрепятственно внедрены.

Прозрачность и отслеживание.

Процесс участия общественности прозрачный и его результаты поддаются отслеживанию. Прозрачность и прослеживаемость создают доверие к политике и администрации. Общественность устанавливает индикаторы эффективности работы органов местного самоуправления и аффилированных с ними лиц.

Общая ответственность

Участие общественности означает для всех участников принятие ответственности за совместно проделанную работу и её результаты. Этим может быть улучшено и качество результатов, и идентификация с ними.

Свобода действий

Участие общественности требует свободы действий в определенных пределах. На начальном этапе процесса все участники должны быть чётко проинформированы об этой возможности. Таким образом, участники имеют возможность реалистично оценить масштабы своего влияния.

Баланс и уровни возможности

Процессы участия общественности в чётких рамках свободы действий нацелены на предоставление группам участников равных возможностей и равноценного влияния. Обращение к группам осуществляется на одинаковой основе. Процесс участия организуется без каких-либо барьеров.

Взаимное уважение

Участие общественности — это процесс всеобъемлющего привлечения граждан, которых это касается или которые заинтересованы в решениях в сфере политики, планов, программ и правовых инструментов. Все участники осознают свои различные роли. Отношение друг с другом складываются на основе взаимного уважения. Это способствует сотрудничеству всех участников.

Отсутствие предвзятости

Интересы участников принимаются всерьез. Участники встречаются друг с другом в атмосфере партнёрства. Ко всем аргументам и контраргументов в процессе участия общественности относятся беспристрастно. Справедливое отношение является основой для плодотворного сотрудничества.

Информирование

Информационный поток и доступ к информации осуществляется для всех заинтересованных сторон с учётом правовых основ и возможностей.

Ясность речи

В процессе участия общественности информирование и условия по ограничению сообщаются и обеспечиваются в ясной и понятной форме. Это облегчает взаимопонимание и позволяет избежать временных задержек, разочарований или других осложнений при сотрудничестве.

Сроки

Участие общественности осуществляется на ранней стадии. До принятия решения достаточно времени для информирования, консультирования или сотрудничества. С одной стороны участники получают этим возможность эффективного воздействия. С другой стороны, этим можно избежать временных задержек и повышенных затрат, которые могли бы появится при слишком поздно участием, например за счет дополнительных изменений.

Организация

Для процессов участия общественности с самого начала устанавливаются в обязательном порядке вид организации, а также ответственность и контактные лица в администрации. Это обеспечивает участникам необходимую ясность и способствует эффективной и продуктивной работе.

Решение и отклик

Ответственные лица принимают во внимание результаты участия общественности в процессе разработки решений. «Берут во внимание» означает, что они с уважением относятся к результатам и включают их, насколько возможно, в решение. При сообщении решения необходимо ссылаться на суть процесса участия общественности. Так политики и администрация могут выразить свое уважение к вкладу участников и создать доверие.

Правовые рамки

Участие общественности имеет место в рамках Конституции и законов Украины, Устава территориальной общины и других существующих правовых требований. Там, где есть свобода действия организации участия общественности, должны быть применены эти стандарты участия общественности.

Процесс воспитания социальной компетентности как раз и может начаться, когда пассионарная часть территориальной общины инициирует:

  • пересмотр устава территориальной общины с целью учёта принципов общественного участия;
  • формирование общественного жюри и структур общественного контроля.

Общество должно контролировать городской бюджет, местные СМИ, деятельность коммунальных предприятий, определять политику избранных им органов управления.

Формы общественного воздействия на органы местного самоуправления приведены на рисунке 4.

форми громадської участі

Рис.4. Формы общественного участия

Все эти формы и способы их реализации должны быть прописаны в уставе территориальной общины. Следует также побороться за то, чтобы уставы территориальных общин утверждались НЕ советом территориальной общины, а общим собранием граждан или уполномоченных ими лиц. Следует понимать, что первые битвы за изменение существующей в Украине системы отношений «народ-власть» начнутся именно на этом уровне. В результате возможны две альтенативы: общество получит человеческий ресурс и определённый опыт для дальнейшего объединения по внедрению изменений на уровне страны; будем иметь своеобразно «Ватерлоо» с собой в роли Наполеона.

Не думаем, что в последнем случае общество сможет оправиться в последующие лет десять, как минимум. Поэтому шаги пассионариев (мы называем их так, чтобы не путать с заезженным термином «активисты») должны быть максимально взвешенными и последствия этих шагов тщательно просчитаны. Следует ожидать активного противодействия со стороны властей, поэтому «подставляться» вовсе не стоит.

Если действия по формированию отношений в территориальных общинах будут успешными, можно надеяться на следующее:

  • установление общественного контроля за ресурсами территориальных общин и их рациональным использованием;
  • повышение социальной компетенции значительного количества граждан, получения ими опыта управления;
  • формирование территориальных институтов гражданского общества (ИГО), которые впоследствии могут быть преобразованы в политические партии;
  • получение ИГО опыта по формированию и применению народной законодательной инициативы и принципов общественного участия.

Продолжение следует.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *