Прямое народовластие: время принимать решения

народовладдя

Изначально попробуем определить народовластие и формы его существования в стране. Значительная часть экспертов в той или иной форме разделяет мнение, что существующая доминирующая коалиция не будет по собственной воле осуществлять перестройку системы

ограниченного доступа на систему открытого доступа. Анализ последних шагов нашей власти свидетельствует, что такое мнение правомерно. Об этом говорит имитация реформ, продолжение выкачивания ресурсов из страны, постепенное отклонение режима в сторону скрытой его авторитарности и тому подобное.

Итак, общество получает право на применение предусмотренных законодательством сдерживаний и противовесов таким действиям власти.

Статья 5 Конституции Украины определяет, что единственным носителем суверенитета Украины и источником власти является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно или через образованные им органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Вообще-то логично сделать вывод, что народ имеет право в любое время преобразовать то, что им создано (органы власти), но перестало устраивать, во что-то другое. Однако, в нашей стране система отношений построена таким образом, что органы власти практически бесконтрольны. Они несут ответственность только друг перед другом и держатся на значительном удалении от народа.

Существует и другой способ осуществления власти народом — прямое народовластие или, как его еще называют, прямая демократия. Прямое народовластие (прямая демократия, непосредственная демократия) — совокупность форм организации государственной власти, при которых основные решения по управлению делами общества и государства одобряются непосредственно всеми гражданами на референдумах, собраниях и т.д.

Конечно, организация власти основывается на Конституции и законах Украины. И народ, чтобы осуществлять такую ​​организацию, должен руководствоваться этими законами и воспринимать их дух. К сожалению, сегодня ситуация с законодательством в Украине выглядит примерно так, как на рисунке 1.

народовладдя в Україні

Если рассматривать революцию достоинства как попытку осуществления непосредственного народовластия, то следует характеризовать её как удачный пример народного роспуска представительской власти. Других идей ни у кого не было. Последствий таких действий также никто не просчитывал. В результате Украина потеряла часть территории. Также мы получили сепаратистские движения, а система представительской власти лишь немного изменила свои лица.

Попытки активистов в феврале-марте 2014 установить общественный контроль над деятельностью субъектов властных полномочий были сведены на нет ситуацией с выполнением законов. Это имеет связь с некомпетентностью большей части активистов, перехватом инициативы по установлению непосредственного народовластия «революционной верхушкой».  На самом деле она (верхушка) конечно же  не имела в виду никакого народовластия.

Сегодняшняя борьба за власть в объединённых территориальных общинах тоже преследует цель закрепить представительскую демократию настолько, чтобы даже предпосылки к применению методов прямой демократии буди уничтожены. Однако именно там, в территориальных общинах могут быть посеяны зёрна и выращен «урожай» непосредственного народовластия.

Перед тем, как мы перейдём к стратегии и мероприятиям прямой демократии, давайте рассмотрим, о чём будем говорить.

Формами прямой демократии могут быть референдумы, собрания граждан, народная законодательная инициатива, народный роспуск представительских органов, общественный контроль и тому подобное.

Референдум – голосование населения с целью решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Референдумы в Украине делятся на всеукраинские и местные.

Народная законодательная инициатива – форма прямой демократии, при которой сами избиратели, которые выступают с законодательной инициативой, могут или даже должны составить законопроект и предложить его законодательному органу. Последний или принимает этот законопроект, или выносит его на референдум. Существует и такой вариант: законодательный орган рассматривает, затем выносит законопроект на народное голосование. В то же время в некоторых штатах США законодательный орган может вынести на референдум свой собственный, альтернативный проект закона. Во всех случаях народная инициатива сочетается с референдумом. В Украине избиратели не могут непосредственно предложить свой законопроект Верховной Раде — это могут сделать только народные депутаты, Президент и Кабинет Министров Украины

Народный роспуск представительского органа — вопрос о роспуске и переизбрания всего состава представительского органа должен быть вынесен на референдум, если этого требует определенное количество избирателей.

Общественный контроль — это публичный контроль гражданского общества за деятельностью субъектов властных полномочий в соответствии с провозглашенными государством целями. Он также предусматривает корректировку этой деятельности и самих целей, подчинение деятельности государства, его органов и должностных лиц интересам общества.

Достаточно интересный анализ форм прямого народовластия содержится в книге американского исследователя Дж.Шарпа «От диктатуры к демократии».

Преимущества и недостатки прямой и представительной демократии приводятся в сравнительной таблице 1.

Сравнительная таблица преимуществ и недостатков прямой и представительской демократии

ПРЕИМУЩЕСТВА НЕДОСТАТКИ
Прямое народовластие Представительское народовластие Прямое народовластие Представительское народовластие
Более высокая истинность принятых решений Более широкие возможности привлечения специалистов Сложность принятия согласованных решений Разрыв обратной связи между депутатами и избирателями
Сдерживание неправомерных решений органов власти Большая вероятность достижения баланса по принятию решений Низкая компетентность народа и его эмоциональная неуравновешенность. Повышение бюрократизма среди депутатов
Невозможность прямого влияния неправительственных центров Большое разнообразие интересов, мешает достижению баланса Возможность прямого влияния неправительственных центров, в т.ч. подкупа
Больший выбор альтернативных решений Склонность народа к манипуляциям со стороны политиков Ослабление демократического контроля «снизу»
Значительная сумма затрат на проведение референдумов
Низкая политическая активность граждан (абсентизм)

 

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *