В рамках построения стратегии развития украинского общества попробуем сначала ввести описание некоторых элементов, на которых будет строиться такая стратегия. Одним из таких является социальная компетентность.
Обычно под социальной компетентностью понимают способность человека взаимодействовать с конкретным обществом: его историей, культурой, состоянием развития экономики, политическим устройством и т.д. При этом имеется в виду, что в результате такого взаимодействия человек стремится достичь определённого личного успеха, пользуясь наличными ресурсами.
Мы хотели бы несколько изменить такое понимание социальной компетентности. Если взглянуть на материал газеты «Неделя» (2 ноября 2017 года) «От лучших армий мира до коррупции. Украина в международных рейтингах», можно легко понять, какой именно человек может выглядеть социально компетентным при таких условиях.
Итак, в нашем понимании социальная компетентность человека — это его способность взаимодействовать с конкретным обществом, влиять на развитие этого общества и осуществлять значительные его (общества) трансформации.
Социально компетентный человек должен иметь определённые способности (природные или приобретённые):
- правовая и экономическая подготовка хотя бы в самых общих чертах;
- анализировать особенности социума, в том числе состояние выполнения функций государства, программы политических сил, способность гражданских организаций и отдельных личностей;
- социальная предприимчивость;
- способность принимать на себя ответственность и избегать лишних обязательств;
- способность к эффективным коммуникациям с другими людьми;
- определённые лидерские качества (социальная уверенность);
- способность осуществлять оценку социальных ролей и занимать выбранное место в межличностных отношениях;
- способность противостоять манипуляциям и внешним влияниям;
- надёжность в долгосрочных партнёрских отношениях;
- способность создавать собственный имидж.
Социальная компетентность: её структура и компоненты:
- Целеполагания. Человек, имеющий определённую правовую и экономическую подготовку, умеет анализировать особенности социума, владеет навыками социальной предприимчивости, не может не ставить перед собой существенных амбициозных целей и обязательно имеет мотивацию к реализации этих целей. В соединении со способностью ставить конкретную цель и планировать ожидаемый результат такой человек объявляет о взятии на себя определённой ответственности и заявляет о своём желании брать участие в принятии решений на определённом уровне.
- Ориентация на Другого. Этот компонент предусматривает наличие у социально компетентной личности желания общаться с другими людьми. Такое общение обязательно должно быть взаимным: люди обмениваются мыслями, обсуждают общие ценности и чувства или пытаются отыскать что-то общее на уровне чувств и личных интересов. Чем более открытым будет такое общение, тем больше оно соответствует базовому навыку межличностных отношений, формированию взаимного доверия людей, общему поиску путей развития социума и всего, что с этим социумом связано.
- Социальная мобильность и активность. Здесь речь идёт о способности личности к объективной самооценке, определения собственного значения и роли в социуме. На основании самооценки рождается социальная уверенность, инициатива, готовность принимать участие в мероприятиях с неопределёнными результатами. Социальная мобильность является безусловной составной инновационной деятельности, готовности к использованию новых идей.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…