Существует определённое разнообразие определений понятия «стратегия в общем». Приведём несколько из них, взятых из Википедии:
Стратегия в общем — (от термина «страта» (социология) — задача, посвящённая определённой отдельной социально-политической группе, сформированной в рамках социума, которая носит некие морально-этические принципы (правила), то есть выполняется от имени сегмента общества и включает в себя эпизод жизни личности, реализующей свои личностные качества (жизненное предназначение).
Стратегия (древнегреческая ассоциация, «искусство полководца») — 1) способы действия; 2) общий, не детализированный план любой деятельности, охватывающий продолжительный период времени, способ достижения сложной цели, которая является неопределённой и главной для администратора на данный момент. В дальнейшем корректируется с изменившимися условиями существования управляющего-стратега; 3) модель поведения.
Стратегия — интегрированная модель действий в бизнесе, назначенных для достижения целей предприятия. Содержание стратегии служит набором правил для принятия решений, используемых для определения основных направлений деятельности.
Стратегия — в теориях игр, полный план действий при разнообразных ситуациях, которые могут возникнуть.
В дальнейшем мы будет пользоваться последние из предложенных определений, помня о том, что жизнь наша — это игра.
процесс стратегического планирования включает следующие этапы (рис.1):
Стратегия в общем: этапы планирования
- оценка существующего запроса, например, общества на определённые стратегии его развития;
- формализация такого запроса путём анализа существующих внешней и внутренней среды;
- определение миссии определённого образования (института гражданского общества, политической силы, субъекта хозяйственной деятельности, субъекта властных полномочий и т.д.) в реализации формализованного запроса;
- видение, которое предусматривает представление об ожидаемом результате реализации миссии;
- разработка организационного плана;
- оценка результатов воплощения стратегии;
- разработка и анализ стратегических альтернатив;
- выбор стратегии.
(рис.1)
Социальный запрос формируется значительной частью общества
Он в значительной мере зависит от существующих социальных компетенций. В дальнейшем мы возьмём на себя смелость усматривать, что обобщённый запрос украинского общества (сознательный или бессознательный) состоит в построении устойчивого мира.
Анализируя состояния внешней и внутренней сред можно формализовать этот запрос, то есть дать ответ на вопрос:
- какая именно часть общества сформулировала этот запрос;
- время ожидания, то есть сколько времени будет существовать соответствующий запрос;
- настроенность носителей запроса прилагать личные усилия для его удовлетворения.
Анализ внешней среды включает изучение влияния, в данном случае — на общество — состояния экономики, правового регулирования, политических процессов, влияний иностранных субъектов.
Анализ внутренней среды — природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющая общества, научно-технологический уровень, инфраструктура и т.п.
Миссия предусматривает, по сути, роль субъектов, которые возьмут на себя обязанность удовлетворения наличного запроса общества.
Видение — это чётко прогнозируемое представление о результатах реализации миссии. На основании видения уже можно моделировать необходимые ресурсы, разрабатывать и анализировать возможные стратегические альтернативы.
Организационный план предусматривает комплекс конкретных мер по реализации стратегии воплощения в жизнь определённого видения. Очень важно на этом этапе установить показатели результативности этого плана и стандарты его выполнения.
когда план начнёт реализовываться, на каждом этапе такой реализации проводится оценка степени достижения ожидаемых показателей результативности и соответствующая корректировка плана.
Далее мы рассмотрим более подробно общую модель реализации стратегии.
Продолжение этой смотрите в следующей статье: «Стратегия в общем: несколько слов (IIч.)»