Социальная компетенция является базовой составляющей стратегии Украины, её развития, основой перехода от системы ограниченного к системе открытого доступа.
Социальная компетенция:
её компоненты |
Содержание компонентов социальной
компетентности |
Компонент, связанный с целеполаганием:
способность брать на себя ответственность, принимать участие в принятии решений, ставить цели и планировать результат, анализировать, корректировать. |
тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели |
тенденция контролировать свою деятельность | |
поиск и использование обратной связи | |
склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию | |
внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей | |
умение принимать решения в разных жизненных обстоятельствах | |
Компонент, связанный с ориентацией на
Другого: умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей, управлять своими эмоциями в общении. |
интеллектуальная направленность на понимание другого человека |
эмоциональная чуткость, способность сопереживать | |
интуитивное прогнозирование поведения людей | |
умение вызывать определённые эмоции у партнёра по общению | |
Компонент, связанный с социальной мобильностью, активностью человека. | готовность работать над чем-нибудь спорным и вызывающим беспокойство |
исследования окружающей среды для выявления её возможностей и ресурсов (как материальных, так и людских) | |
готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск | |
готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели | |
установка на взаимный выигрыш и широта перспектив | |
персональная ответственность |
Следует отметить, что социальная компетенция не существует сама по себе — она тесно связана с жизнью реального и конкретного общества, его основных характеристик: экономического и политического устройства, историко-культурных особенностей, рациональной организации общественных отношений. Соответственно уровень социальной компетентности каждого человека определяется той средой, которая его окружает. И если существующая в обществе система отношений направлена на поддержание жёсткой дифференциации населения по уровню доступа к ресурсам, то и уровень социальной компетентности полностью соответствует уровню такого доступа. Поэтому в стране, где абсолютное большинство населения проживает на грани бедности, вряд ли можно говорить о социальной компетентности этого большинства.
Парадоксальность ситуации
заключается в том, что изменить существующий склад вещей могут только социально компетентные лица. Итак, стратегию развития украинского общества мы считаем целесообразным начать с формирования существенного количества социально компетентных людей.
Стержневым моментом такого формирования видим образование. Воспитание социальной компетентности личности должно начинаться еще в дошкольном возрасте и, в принципе, не заканчиваться до логического завершения жизненного цикла.
Существует понятие «компетентное детство», в основе которого лежит идея «компетентного ребёнка», способного на всё более ранних этапах своего развития самостоятельно определять свой образ жизни, принимать решения отдельно от взрослых и внедрять такие решения на основе взаимодействия с родителями и педагогами, строить собственные стратегии образования и т.д.
Мы все сегодня имеем возможность стать участниками формирования цепочки «компетентный ребёнок — компетентные взрослые». Будем надеяться, что такое участие позволит за достаточно короткое время кардинально изменить Украину.
Стратегию воспитания социально компетентных людей будет изложена в следующей статье.