Социальная компетенция: структура и содержание

соціальна компетенція

Социальная компетенция является базовой составляющей стратегии Украины, её развития, основой перехода от системы ограниченного к системе открытого доступа.

 

Социальная компетенция:

её компоненты

Содержание компонентов социальной

компетентности

Компонент, связанный с целеполаганием:

способность брать на себя ответственность, принимать участие в принятии решений,

ставить цели и планировать результат, анализировать,

корректировать.

тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели
тенденция контролировать свою деятельность
поиск и использование обратной связи
склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию
внимание к проблемам,  связанным с достижением поставленных целей
умение принимать решения в разных жизненных обстоятельствах
Компонент, связанный с ориентацией на

Другого: умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей,

управлять своими эмоциями в общении.

интеллектуальная направленность на понимание другого человека
эмоциональная чуткость, способность сопереживать
интуитивное прогнозирование поведения людей
умение вызывать определённые эмоции у  партнёра по общению
Компонент, связанный с социальной мобильностью, активностью человека. готовность работать над чем-нибудь спорным и вызывающим беспокойство
исследования окружающей среды для выявления её возможностей и ресурсов (как материальных, так и людских)
готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск
готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели
установка на взаимный выигрыш и широта перспектив

персональная ответственность

 

Следует отметить, что социальная компетенция не существует сама по себе — она ​​тесно связана с жизнью реального и конкретного общества, его основных характеристик: экономического и политического устройства, историко-культурных особенностей, рациональной организации общественных отношений. Соответственно уровень социальной компетентности каждого человека определяется той средой, которая его окружает. И если существующая в обществе система отношений направлена ​​на поддержание жёсткой дифференциации населения по уровню доступа к ресурсам, то и уровень социальной компетентности полностью соответствует уровню такого доступа. Поэтому в стране, где абсолютное большинство населения проживает на грани бедности, вряд ли можно говорить о социальной компетентности этого большинства.

Парадоксальность ситуации

заключается в том, что изменить существующий склад вещей могут только социально компетентные лица. Итак, стратегию развития украинского общества мы считаем целесообразным начать с формирования существенного количества социально компетентных людей.

Стержневым моментом такого формирования видим образование. Воспитание социальной компетентности личности должно начинаться еще в дошкольном возрасте и, в принципе, не заканчиваться до логического завершения жизненного цикла.

 

Существует понятие «компетентное детство», в основе которого лежит идея «компетентного ребёнка», способного на всё более ранних этапах своего развития самостоятельно определять свой образ жизни, принимать решения отдельно от взрослых и внедрять такие решения на основе взаимодействия с родителями и педагогами, строить собственные стратегии образования и т.д.

Мы все сегодня имеем возможность стать участниками формирования цепочки «компетентный ребёнок — компетентные взрослые». Будем надеяться, что такое участие позволит за достаточно короткое время кардинально изменить Украину.

Стратегию воспитания социально компетентных людей будет изложена в следующей статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *