Стратегия изменений предусматривалась еще в статье «Анализ», которая была обнародована на нашем сайте, где мы отмечали, что в настоящее время Украина является страной с системой ограниченного доступа.
Эта система базируется на трёх «китах»:
- сверхприбылях, которые чиновники стремятся получать любой ценой;
- ограниченном доступе к ресурсам, что предоставляет властям льготы при получении сверхприбылей;
- жёстком контроле общества со стороны чиновников.
Мы писали о том, что в результате такой системы, существует дисгармоничность во взаимодействии ее элементов, и такая дисгармоничность обусловлена, в основном, функционированием первой подсистемы — подсистемы чиновников. Мы также предположили, что пока ресурсы доминирующей коалиции превышают ресурсы других элементов системы, и доминирующая коалиция не желает гармонизировать взаимодействие своей подсистемы с другими элементами системы, дисгармоничность в отношениях внутри системы будет продолжаться.
Если проще, до тех пор, пока основные ресурсы находятся в руках небольшой кучки людей, имеющих своей основной целью получение сверхприбылей несмотря на другие условия функционирования элементов системы «государство Украина», о гармоничном развитии нашего государства говорить не приходится. Осмелимся предположить, что гармонизация подсистем общества приведет к упорядочению других подсистем о которых шла речь в статье «Анализ системы».
Цели стратегии
Стратегия изменений, формирующаяся в украинском обществе, имеет целью, прежде всего, гармонизировать взаимодействие элементов, из которых состоит общество и государство, созданное этим обществом.
Итак, вопрос первый — КТО должен выполнить стратегию реализации миссии преобразований? Ответ очевиден — украинское общество (его существенная активная часть).
Второй вопрос — ЧТО должно быть результатом таких преобразований? Очевидно, антипод системы ограниченного доступа — система открытого доступа.
Формирование стратегии изменений
Формирование нашей стратегии начнем, как положено, с анализа системы, которая существует. По классификации Дугласа Норта и его соавторов за некоторым исключением будем считать, что мы живем в развитой системе ограниченного доступа. Наше государство разрешает деятельность широкого спектра субъектов частного права собственности. Однако доступ-то все равно ограничен. Итак, для создания и функционирования субъектов частного права существует система разрешений, без получения которых такие субъекты действовать не могут. Это дает возможность государству (читай — власть имущим или доминирующей коалиции) ограничивать конкуренцию и создавать сверхприбыли для себя любимых.
На практике это означает, что в нашем обществе (государстве) существует четкая основа публичного права. Украинское публичное право существует по писаным и неписаным нормам, регулирующим взаимодействие государственных учреждений. Такое регулирование осуществляется под контролем различных групп чиновников и призвано, кроме всего, предотвращать возникновение возможных конфликтов между ними. Паритет между интересами доминирующей коалиции и другими группами чиновников, а также внутри доминирующей коалиции достигается путем распределения сфер влияния над государственными учреждениями. Любой весомый «перекос» в таком распределении влечет за собой непреодолимые конфликты и может привести к откровенному силовому противостоянию, в которое будут вовлечены отдельные группы общества (активисты). Отсюда желание доминирующей коалиции установить свой контроль над жизненно важными государственными учреждениями, такими как суд, правоохранительные органы и вооруженные силы.
Особенности украинской системы
Особенностью украинской системы ограниченного доступа является сохранение отдельных черт, характерных для её предшественницы — базовой системы ограниченного доступа. Имеем в виду слияние бизнеса и власти, слияние настолько тесное, что все игроки в системе являются одновременно и политиками, и бизнесменами. Следовательно, государственные интересы в таком формировании являются, соответственно, столь же размытыми.
Желание при любых обстоятельствах сохранить существующую систему получения сверхприбылей заставляет доминирующую коалицию ограничивать развитие открытой конкуренции. Это касается также свободных рынков: рынка труда, потребительского рынка, информационного рынка, рынка ресурсов и тому подобное. Доминирующая коалиция стремится обезопасить себя от необходимости конкурировать с малым и средним бизнесом, который, по определению является независимым экономически и политически. Такие вещи возможны только при отсутствии реального верховенства права и по-настоящему независимых средств массовой информации. Нет в Украине также социально компетентного общества, способного выбирать социально компетентную власть. Следовательно, невозможно контролировать деятельность всех без исключения государственных учреждений, включая суды и правоохранительные органы.
В дальнейшем мы попытаемся проиллюстрировать, как стратегия изменений помогает осуществить переход от системы ограниченного доступа к системе открытого доступа.
Продолжение следует.