Социальные компетентности: стратегия воспитания

Социальні компетентності

Миссия:

Организация системы мероприятий воспитывающих социальные компетентности граждан, образования существенного количества (не менее 60%) социально компетентного населения. Задачами в пределах миссии являются:

— осознанное принятие людьми роли гражданина на основании знаний основных гражданских прав и обязанностей;

— осознание собственной социальной ответственности;

— формирование у людей навыков гражданского поведения.

Социальные компетентности: исходные предпосылки

Следует понимать, что формирование социально компетентного человека — процесс длительный и непрерывный. Эту предпосылку можно проиллюстрировать рисунком 1.

Социальные компетентности

Отсюда вытекают следующие предпосылки: на всех этапах формирования социальной компетенции человека определяющим является роль семьи; для обеспечения адекватного её влияния нужно обеспечить соответствующее воспитание взрослых.

Далее отметим, что социальная компетентность имеет возрастные динамику и специфику. То есть, каждый человек приобретает, совершенствует и обновляет эти знания и навыки в течение всей жизни, а также «передаёт» их своим детям и определённым группам влияния. При этом профессиональная компетентность является составляющей социальной компетентности. Уровень развития социальной компетентности определяет гармоничность самосознания, внутреннего состояния, межличностного взаимодействия, успехов или неудач в любой сфере деятельности человека.

Именно по этому уровню взрослый человек отличается от ребенка. Парадоксом нашей ситуации можно считать, что уровень социальной компетенции подростков иногда выше, чем тот же уровень у взрослых людей, несмотря на существенную разницу в объёмах жизненного опыта.

Учителя и родители с низким уровнем социальной компетентности, не имея умение ставить цели и недостаточно гибкие в своих коммуникациях, нередко получают в своих детях и учениках посредственных работников или социально опасных элементов.

Существенное количество людей, имеющих официальный статус «взрослого», не зная принципов своей внутренней природы, не умея эффективно коммуницировать со своим внутренним миром, по сути ведут себя, как «взрослые дети», создавая острые проблемы себе и обществу.

Отсюда вытекает необходимость формирования социальной компетентности не только у детей и молодёжи, но и у взрослых людей, причём этот процесс должен касаться людей любого возраста и социального статуса. Система образования взрослых должна стать самостоятельной сферой жизни общества, в которой акцент ставится не на профессиональную переподготовку кадров, а на развитие жизненных, творческих и коммуникативных компетенций взрослых людей.

Анализ существующего положения вещей

Компетентности человека можно условно разделить на 3 группы: гражданские, профессиональные и элитарные. Для разработки нашей стратегии нас будут интересовать гражданских и элитарные.

Гражданская компетентность должна воспитываться в школе. Там человек должен получить знания и первый опыт демократии, которые в дальнейшем повышаются в ВУЗе.

К сожалению, украинская школа очень далека от модели гражданского общества (хотя отражение определенных отрицательных черт нашего общества, к сожалению, имеет место). Нельзя считать, что выпускники наших школ в достаточном объёме владеют знаниями и навыками из специальных и гуманитарных дисциплин. Ежедневная школьная жизнь имеет мало общего с учётом прав детей и реализации принципов верховенства права. О функционировании органов школьного самоуправления и говорить нечего.

Отсюда ВУЗ должен не повышать уровень выпускников школ, а осуществлять обучение «с нуля» или даже переобучение. Но в украинских «вузах» гуманитарная составляющая постепенно просто уничтожается. В образовательных программах отсутствуют социальные, гражданские и политические элементы. При таких условиях социальные компетентности выпускника вуза остаются на том же уровне, с которыми он пришел в ВУЗ со школы.

Ещё одна сторона проблемы — закрытость учебных заведений для институтов гражданского общества; они открыты только для органов власти. Школы традиционно встроены в вертикаль административного ресурса. Директора становятся членами в основном партии власти. На время выборов в школах работают избирательные участки, а учителя становятся членами избирательных комиссий от той же партии власти. Только для общественных объединений, созданных по заказу органов власти, двери учебных заведений широко открыты.

Можно уверенно констатировать, что в Украине отсутствует настоящая элита, как социальный слой. Наша система образования не ориентирована на реализацию миссии по воспитанию элиты. Функция воспитания национальной элиты в украинских учебниках даже не упоминается. Зато прослеживается функция надзора за «взрослыми детьми». В результате мы имеем более 80% молодежи с дипломами о высшем образовании и отсутствие элиты.

Следовательно, необходимо законодательно закрепить принципы непрерывного образования. Надо создать условия и предпосылки для того, чтобы непрерывное образование стало фактором максимального и эффективного использования человеческого опыта на протяжении всей жизни человека.

Стратегию реализации миссии воспитания социальной компетенции мы рассмотрим во второй части этой статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *