Стратегические изменения в системе украинского общества (2)

стратегічні зміни

Как уже было сказано в предыдущей статье, стратегические изменения необходимы, поскольку Украина является страной с системой ограниченного доступа. Основные ресурсы находятся в руках небольшой
кучки чиновников, которая, опираясь на эти ресурсы, осуществляет управление государством. Имея своей главной целью получение сверхприбылей, чиновники пытаются любой ценой сохранить существующую систему.

Внутри среды чиновников формируется доминирующая коалиция, которая и осуществляет управление Украиной. В случае возникновения непреодолимых противоречий происходят изменения состава доминирующей коалиции, но система ограниченного доступа остается неизменной. В стране практически отсутствуют открытая конкуренция, в том числе политическая, а также рынки.

Украинское общество сегодня разрозненное и слабое. В результате оно удовлетворяется имитацией реформ, которую демонстрирует доминирующая коалиция, не формирует настоящие мощные неправительственные организации, способные взять на себя практическую ответственность за судьбу страны, не выдвигает новых лидеров, которые бы имели целью развитие страны, а не получение сверхприбылей.

 Признаки слабой страны

Властям выгодна слабая страна, отсутствие мощного среднего класса (который априори является политически и экономически независимым) и социальной компетентности существенной части населения.

  • возможности получения (без лишних усилий) внешней финансовой помощи, которой можно прикрыть «дерибан»;
  • возможности управлять в собственных интересах населением, часть которого можно переориентировать на ведение силового противостояния с внешним врагом, а вторую часть — на поиски заработка за пределами Украины;
  • возможность держать абсолютное большинство граждан на грани бедности, что дает широкий простор для манипуляций общественным сознанием, в частности, игнорировать имеющиеся запросы общества.

 

 

Слабая Украина выгодна и геополитическим игрокам, которые могут использовать ее как одну из пешек или (польстим себе) из незначительных фигур в своих играх для доминирования на мировой шахматной доске.

 

О возможных стратегических изменениях   

О возможной стратегии общества, направленной на переход от системы ограниченного к системе открытого доступа, попробуем поговорить дальше. При этом сразу же сделаем оговорку: мы не претендуем на абсолютную правоту наших утверждений, поэтому, рассчитываем на отзывы, с помощью которых можно будет существенно доработать предложенную стратегию.

Вспомним предложенную нами структуру планирования стратегии (рис.3):

стратегічні зміни

Анализ сред мы сделали.

Социальным запросом (осознанным или неосознанным) мы считаем стремление построить мощную независимую Украину.

Формализованным такой запрос мы оцениваем в 45-50%. Именно столько опрошенных недавно украинцев стремятся иметь другого лидера (8,5% опрошенных), не принимали бы участие в выборах (18,5%), не определились со своими действиями (19,7%). Такая степень формализации даёт надежду на восприятие стратегии эволюции системы в будущем.

Миссия, которую должна реализовать предлагаемая стратегия заключается в осуществлении перехода от системы ограниченного к системе открытого доступа.

Видение реализованной миссии можно увидеть на этом рисунке.

Анализ ресурсов

Ну, а теперь — анализ ресурсов. Совершенно понятно, что «добром» чиновники ничего менять не будут. Силовой способ — оставим как крайне нежелательный. И не только потому, что он может привести к излишним потерям и не прогнозируемым результатам. А ещё и потому, что революционная смена власти сегодня, даже если в «верхи» придут новые лидеры, выдвинутые революционной волной, скорее всего приведёт к последствиям, хорошо описанным в романе братьев Стругацких «Трудно быть богом» (приведём цитату).

«Ты еще не знаешь, — подумал Румата. — Ты тешишь себя мыслью, что обречён на поражение только ты сам. Ты ещё не знаешь, каким безнадёжным является само твоё дело. Ты ещё не знаешь, что враг не столько вне твоих солдат, сколько внутри них. ты ещё, может быть, свалишь Орден, и волна крестьянского бунта забросит тебя на Арканарский трон, ты сравнишь с землёй дворянские замки, утопишь баронов в проливе, и восставший народ воздаст тебе все почести, как великому освободителю, и ты будешь добрым и мудрым — единственным добрым и мудрым человеком в твоём королевстве. И по доброте ты станешь раздавать земли своим сподвижникам, а для чего сподвижникам земли без крепостных? И завертится колесо в обратную сторону. И хорошо ещё будет, если ты успеешь умереть своей смертью и не увидишь появления новых графов и баронов из твоих вчерашних верных бойцов. Так уже бывало, мой славный Арато, и на Земле, и на твоей планете. «

О главном ресурсе изменений

Как видим, фантастический дон Румата даёт вполне реалистичную картину того, что может быть, когда одних носителей феодального мышления сменяют другие носители того же самого мышления, пусть даже с самим добрыми намерениями. Они просто не могут построить ничего, что выходит за рамки их привычного видения.

Итак, так сказать, главным «ресурсом перемен» должно стать существенное количество граждан, имеющих сознание изменений. В свою очередь, такое сознание базируется, прежде всего, на социальной компетентности. К сожалению, сегодня, количество граждан, которые могут считаться носителями сознания изменений, вряд ли превышает 1-2%. Мы делаем такой вывод на основании:

  • анализа политических сил, которые построены по принципу политических клубов и вряд ли наполнены реальным членством рядовых граждан;
  • анализа общественных организаций, который достаточно хорошо укладывается в классификацию британского исследователя А.Фаулера (табл.1).

Увеличение процента настоящих неправительственных организаций хотя бы до 10%, и которые при этом реально объединяли бы хотя бы 10% дееспособного населения Украины — это и есть главное направление ресурсного обеспечения стратегии изменений (на наш взгляд, конечно).

Табл.1

Классификация Фаулера

№№

п.п.

Классификация Определение Содержание Часть, %
1. BRINGO

(Briefcase NGO)

«карманная НПО» создаётся политиками, коммерческими или мафиозными структурами исключительно для написания определённых предложений органам власти и их последующего лоббирования 15
2. CONGO

(Commercial NGO)

«коммерческая НПО» создаётся предпринимателями для уменьшения налогов, получения оборудования, помощи в поиске и подписании контрактов и для лоббирования интересов фирмы в органах власти 10
3. GRINGO

(Government NGO)

«провластная» НПО создаётся государственными органами для имитации и управления общественной деятельностью 20
4. MANGO

(Mafia NGO)

«мафиозная НПО» создаётся криминалитетом для отмывания денег, улучшения имиджа «авторитетов», давления на власть и прикрытия преступной деятельности 10
5. MONGO

(My own NGO)

«моя собственная НПО» создаётся исключительно для самовыражения определенного лица 15
6. PANGO

(Party NGO)

«партийная НПО» позволяет политическим партиям проводить пропаганду и лоббировать свои интересы на разных уровнях власти 5
7. QUANGO

(Quasi NGO)

«квази-НПО» создаются государством для имитации оппозиционной деятельности и демонстрации ее международному сообществу 9
8. FОNGO

(foreign NGO)

«внешняя НПО» создаётся и / или финансируется зарубежными источниками для формирования определённого общественного мнения в интересах спонсоров 15
9. RENGO

(Real NGO)

«настоящая НПО» создаётся гражданами Украины для защиты интересов своих членов, существует на членские взносы 1

О мотивации

Поэтому насущной необходимостью является мотивация граждан относительно их участия в реализации стратегии изменений. Напомним, что мотивация бывает:

— авторитарной, когда, например, людей привлекают к участию в определенных мероприятиях под угрозой силового воздействия или лишения определённых социальных благ;

— компромиссной (денежной), например, всем известная «гречка» на выборах;

— консенсусной (когда основой является убеждение), например, идея защиты страны от агрессора. Следует отметить, что эта идея привела к значительному росту количества волонтёрских организаций, которые работают именно по внутреннему убеждению волонтеров. Однако волонтерские организации не выходят и вряд ли выйдут в ближайшем будущем за пределы своей основной деятельности. Тем не менее, следует полагаться на них, как на ячейки социально активных людей, способных направить свои убеждения на реализацию стратегии общих преобразований. В следующей, заключительной части статьи мы перейдем к организационному плану реализации стратегии изменений украинского общества.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *