Общество спектакля — политическая технология

Суспільство спектаклю

Статьёй «Общество спектакля» мы продолжаем публиковать аналитические материалы, котрые в будущем будут применяться для разработки стратегии государства Украина.
Эти материалы содержат различные точки зрения на условном перекрёстке где мы попробуем отыскать то самое «зерно истины». Как и раньше, мы провозглашаем полную открытость площадки СТРАТПОЛ для высказываний, комментариев, критики и одобрения.

Выдающийся политтехнолог средневековья Никколо Макиавелли (ХV-ХVI века) утверждал, что власть держится на силе и согласии (эта концепция получила название «макиавеллиевського кентавра»). То есть, власть должна исходить из того, что её механизм — это не только принуждение, но и убеждение. Владение значительными ресурсами не гарантирует стабильности власти, а следовательно — должна вестись постоянная работа по завоеванию согласия подданных; в нашем случае — граждан.

Устойчивость власти не определяется только её законностью (выбрали — и всё в порядке). Нужна ещё убеждённость существенной части граждан в том, что эта власть действует в интересах народа и обеспечивает развитие страны, верна национальной идее и сохраняет национальные ценности. Такая власть пользуется авторитетом, можно сказать власть превращается в авторитет. Её (власть) уважают (разумом), а некоторые и любит (сердцем) Всё это вместе называется легитимностью власти.

Излишне говорить, что когда носители власти имеют целью только получение сверхприбылей, и для достижения этой цели используются все имеющиеся ресурсы, в том числе, человеческие, ни о какой легитимность речь идти просто не может. Рейтинги политиков и политических сил красноречиво свидетельствуют о нелегитимности существующей в Украине власти. При этом следует отметить, что вполне законная власть, потеряв авторитет, теряет свою легитимность и становится бессильной.

Так стала исторической фраза «караул устал и службу нести не может», на наших глазах упал «союз нерушимый», а сейчас разворачивается драма нашего народа, который практически лишён контрэлит, способных формировать национально ориентированную доминирующую правящую коалицию (просьба не путать с коалицией парламентской)

Народ, общество и государство должны иметь более или менее устойчивое видение основных опасностей и угроз. Если власть легитимна, это видение в доминирующей коалиции и обществе в главном совпадают, если же общество и власть существуют отдельно, — эти «картины угроз» сильно различаются. При достижении предельной обособленности государство и общество становятся беззащитными, потому что перестают видеть реальные угрозы и не могут соединиться для их отражения. Украинская власть умеет видеть попытки захвата территорий, нехватки денег, как следствие краж «папередников», но для неё якобы остаются незамеченными потеря репутации, авторитета государства и части граждан, которые ищут другой судьбы за пределами нашей страны. Просто цели у нашей «элиты» не требуют такого видения.

Некоторые западные философы развивают концепцию возникновения общества спектакля. То есть мы с вами, простые люди, становимся как бы зрителями интересного спектакля. На сцене разыгрывается определённое действие, неизвестный режиссёр иногда втягивает нас в массовки в качестве статистов, артисты иногда спускаются со сцены в партер. В результате мы постепенно теряем осознание границы между миром спектакля и реальным миром. В обществе спектакля людей достаточно легко превратить в толпу. Лебон, исследователь психологии толпы, пишет о толпе: «… нереально действует на неё почти так же, как и реальное, и она имеет явную склонность НЕ отличать их друг от друга».

В 1967 году эпатажный французский деятель Ги Эрнест Дебор написал книгу «Общество спектакля» (название которой мы заимствовали для этой статьи). Мнения, высказанные в этой книге, в частности говорят о следующем.

Сущность технологии спектакля:

Спектакль представляет собой определенное мировоззрение, которое становится реальностью и может выражаться материально. Он воспроизводит схему жизни общества. Эта схема — в пропаганде, рекламе или любой существующей информации. Такой способ организации, как спектакль, есть не что иное, как выбор определенной тенденции и одновременно он оправдывает задачи, цели и условия существующей системы. Сегодня спектакль стал основной частью любой действительности.

Первым шагом по установлению господства спектакля является устранение исторической памяти. Спектакль заставляет общество избавиться от такого феномена как «дух истории». Взамен общество получает историю спектакля, с помощью которой идёт новое завоевание мира. Вот только потеря исторической последовательности и имеющиеся перекошенные статистические данные делают этот мир неконтролируемым и непостижимым.

Сущность спектакля заключается в том, чтобы говорить от имени других; чем больше человек смотрит то, что происходит вокруг, тем меньше он живёт своей собственной жизнью, меньше понимает смысл своего собственного существования и осознаёт собственные желания. Общество спектакля — это царство товаров, в которые превращаются абсолютно все плоды социальной деятельности.

Фактически речь идёт о сознательном стирании грани между жизнью и спектаклем, о придании самой жизни черт карнавала, условности и зыбкости. Преобразование жизни на спектакль сегодня делается политической технологией. Использование технологий политического спектакля стало общим приёмом перехвата и удержания власти. Эта технология заключается в следующих технологических операциях:

Общество спектакля формирует следующие технологические операции:

  1. Предварительное исследование культурологических условий общества, в котором планируются определенные мероприятия.
  2. Подбираются средства ментального влияния и манипулирования (печатные и художественные произведения, научные исследования, социальные опросы и т.д.).
  3. В зависимости от реакции общества на готовящийся спектакль пишется сценарий представления.
  4. Подыскиваются режиссеры и актёры.
  5. Проводятся репетиции (локальные действия по испытанию отдельных моментов сценария).
  6. Заранее провоцируются действия (при участии граждан-статистов), которые создают ощущение фальсификаций и нереальности происходящего.
  7. Далее начинается представление (сначала в «театрах»).
  8. Если в результате спектакля в «театрах» возникает большая зона неопределенности, происходит большой спектакль «на площади».

Однако заказчики и режиссёры очень часто не учитывают того, что деформация угроз и опасностей, которая применяется в ходе подготовки и проведения спектакля, нередко несёт в себе тяжёлые ошибки. В такие ошибки значительно легче вклиниться враждебным силам и внедрить в общественное сознание «ложные программы». Об этом мы будем говорить в следующих публикациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *