Власть и контроль. То, что хотим иметь. Завершение.

Контроль

Продолжаем цикл материалов под условным названием «Власть». В данной статье мы завершаем перечень желаемых характеристик власти: основы, ресурсы и контроль.
Как всегда, мы напоминаем: все, о чём мы будем писать, является нашим мнением (за исключением сторонних аналитических и статистических материалов), подлежащим обсуждению и критике, по результатам которых может быть изменено.

Основы власти и способы её реализации

Посмотрите на рисунок ниже. Думаем, что особых комментариев эта схема не нуждается.

Підвалини влади

Действительно, способность влиять на события и явления должна проявляться в определенных способах такого воздействия. На наш взгляд, следующими способами основном является регулирование, контроль и принуждение. Для сбалансирования влияния и реакции на него населения применяется формирование определенного общественного сознания.

Рассмотрим кратко каждый из этих способов

Регулирование мы разделяем на экономическое, правовое и социальное. Конечно, могут существовать и другие виды регулирования, но мы сосредоточимся на этих трёх.

Экономическое регулирование

— это процессы управления решениями субъектов хозяйственной деятельности (СХД). Обычно объектами такого регулирования являются ценообразование, объёмы производства, в том числе ограничения этих объемов, качество товаров и услуг, количество СХД. В этой сфере хотелось бы видеть максимальное применение принципов государственной регуляторной политики. Этими принципами являются целесообразность — регулирование хозяйственных отношений исключительно при наличии обоснованной необходимости в таком регулировании; адекватность — способы и уровень регулирования хозяйственных отношений должны чётко коррелировать с решением конкретной проблемы.

Введение регулирования должно учитывать рыночные требования и все приемлемые альтернативы; эффективность — должен быть достигнут измеряемый положительный результат регулирования с учётом принципа сбалансированности; сбалансированность — достижение вследствие регулирования баланса интересов субъектов хозяйствования, граждан и государства; предсказуемость — возможность для субъектов хозяйствования планировать свою деятельность с заранее известными регуляторными действиями; прозрачность и учёт общественного мнения — транспарентность процедур регулирования на всех его этапах, возможность для физических и юридических лиц влиять на решение о введение определенного регулирования и контролировать их эффективность.

Кстати, нам представляется целесообразным применение этих принципов в любой деятельности органов власти, а не только в сфере хозяйственных отношений.

Правовое регулирование

— это упорядочение общественных отношений, осуществляемое с помощью права и совокупности правовых средств, их юридическое закрепление, охрана и развитие. В этой сфере нам хотелось бы видеть верховенство права, в том числе, для элит. Это означает справедливый суд, эффективную правоохранительную систему, правовую осведомлённость граждан, общественный контроль над деятельностью силовых ведомств.

Социальное регулирование (в нашем понимании)

— это система средств, направленных на установление и соблюдение определенных социальных стандартов. Фактический уровень социальных стандартов во многом упорядочивает поведение людей, социальных общностей, и, наконец, согласования и стабильность отношений в обществе.

Здесь наши «хотелки» просты: ввести систему европейских социальных стандартов с последующим их развитием.

Под контролем для наших целей мы понимаем систему наблюдения за состоянием имеющихся ресурсов, учёта их поступления и расходования. Вообще-то, слово «ресурсы» можно заменить термином «любой объект».

О гражданском контроле

Нам хотелось бы ввести принцип повсеместного общественного надзора (контроля). Общественный контроль (по нашему видению)

— это организационно и нормативно оформленная деятельность граждан Украины и их общественных объединений по контролю за соответствием деятельности объектов общественного контроля нормам Конституции Украины, законов Украины, других актов законодательства и соблюдения ими государственной дисциплины. Объектами общественного контроля являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, подчиненные им и аффилированные к ним предприятия, учреждения, организации, их должностные лица, субъекты хозяйствования.

Принуждение — совокупность мероприятий психического, физического, материального или организационного порядка, применяются независимо от воли, а иногда и вопреки воле людей или их сообществ. Здесь хотелось бы одного — обеспечения принуждения исключительно способом, предусмотренным действующим законодательством.

Формирование сознания  — формирование способности человека познавать окружающий мир и самого себя посредством мышления и разума, в результате чего формируется интеллект личности. Общественное сознание представляет собой коллективный интеллект и зависит от информации, которую получают люди и общество, а также от способности людей правильно оценивать полученную информацию. Власть заинтересована в формировании пригодного для неё общественного сознания, для чего применяются методы манипулирования этим сознанием.

Ресурсы власти

Это прежде всего совокупность средств воздействия субъектов власти на её объекты. Известный средневековый политолог Н. Маккиавелли в своих работах определил:

«Мотивы человеческого поведения, главными из которых обнаружил страх и любовь. Тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кого любят. По Маккиавелли страх является прочным и твёердым ресурсом влияния, а любовь держится на крайне зыбкой основе — человеческой благодарности. По его мнению, человек может смириться с потерей власти или чести, потерей свободы, но он никогда не смирится с потерей имущества. К ресурсам власти Н. Маккиавелли отнёс также некоторые человеческие страсти и пороки (лживость, трусость, жадность). Впоследствии к страху добавились убеждения (особенно в период развития средств массовой информации) и интерес. «

Страх может вытекать из угрозы насилия, опасения потерять имущество, определенные возможности, репутацию, социальный статус и т. Следовательно, задачей гражданского общества является преодоление возможности применения несанкционированного насилия.

Авторитет

— наиболее ценный с нашей точки зрения ресурс, который к сожалению, не просматривается в современной украинской политике. Авторитет основывается на доверии и мощи, способной это доверие поддерживать. Сосредоточиться на поиске мощных политических сил, способных вызвать доверие к себе у существенной части общества является едва ли не самым первым заданием общественности.

Убеждение

используется как ресурс власти в любых обществах. Разница лишь в способах убеждения (в основе — свободный выбор или идеологическая обработка населения и контроль за информацией).

Ресурси влади

Интерес

является определенной основой взаимоотношений субъектов и объектов. Политика превращается в формирование отношений купли-продажи. Политики продают обещания удовлетворить интересы избирателей. Платой выступают голоса избирателей. Происходит обмен ресурсами.

Естественно, мы назвали далеко не все ресурсы, а лишь такие, которые должно сформировать общество для осуществления своей власти. Они различаются эффективностью и циклом действия. И, конечно, связи, показанные на рисунке, не является чем-то устоявшимся. Скажем, принуждение может строиться на применении физической силы, а может — на ограничении возможностей для человека или членов его семьи. Страх может возникать вследствие определенной информационной атаки, которая происходит от чисто психологических факторов и не имеет под собой никакого материального основания.

Вера может быть результатом религиозных взглядов, а может возникать из личности, например, лидеров общественного мнения или моральных авторитетов. То есть, на самом деле объект такой веры может ничего собой не представлять, но люди ему верят потому, что он является удачным манипулятором. Убеждения могут возникать не только благодаря идеологии или веры, но и, например, в результате целенаправленной информационной атаки, ограниченного доступа и т.д.

Интерес может основываться на обещаниях изменить к лучшему условия существования человека (пенсии и другие социальные выплаты, улучшение условий охраны здоровья, труда и т.д.).

Мы должны отметить, что выбор ресурсов, которые используются субъектами власти, зависит от ряда обстоятельств: экономического состояния страны и граждан, социальной компетентности гражданского общества, политической культуры элит и населения, господствующей идеологической, культурной и религиозной среды. Следовательно, трансформация гражданского общества из объекта в субъект власти требует учёта указанных выше обстоятельств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *